17.02.2023

Гитлер в Запорожье: это неслыханная удача! 19 февраля 1943 года фюрер чудом избежал гибели или пленения советскими танкистами

В начале 1980-х мне приходилось часто бывать в городе Энергодаре,

Самолет, на котором летал фюрер. / Getty Images

19 февраля 1943 года фюрер чудом избежал гибели или пленения советскими танкистами

В начале 1980-х мне приходилось часто бывать в городе Энергодаре, где сооружались энергоблоки Запорожской АЭС: я занимался проведением социологических исследований и обеспечением безопасности строящихся объектов. Однажды один из пожилых строителей сообщил мне под большим секретом, что в годы Великой Отечественной войны Адольф Гитлер якобы прилетал в Запорожье, и некоторые пацаны, к числу которых принадлежал и мой собеседник, даже видели его кортеж на главной улице города.

Тогда я не поверил в эту историю. А зря, ибо 19 февраля 1943 года Гитлер действительно едва не попал в плен к танкистам 25-го танкового корпуса Красной армии, совершившим глубокий рейд в тыл врага и подошедшим к аэродрому, на котором находился личный самолет фюрера.

Что этому предшествовало?

Большой «Скачок» генерала Ватутина

1 февраля 1943 года известный советский журналист, специальный корреспондент газеты «Правда» Лазарь Константинович Бронтман (Лев Огнев) записал слова члена Военного совета Главного автобронетанкового управления Красной армии генерал-лейтенанта Николая Ивановича Бирюкова: «Раньше т. Сталин часто нас спрашивал: «Неужели у вас не найдется людей, которые отважатся действовать по тылам противника на собственной родной земле?» И вот — нашлись. Сила — в массированности, в кулаке. Знаете, как т. Сталин называет людей, которые раздергивают танки по бригадам и дивизиям по 5-10-15 штук? Он их называет «варварами».

В этот день в столице царило радостное возбуждение: на улицах Москвы впервые появились офицеры и генералы в новой форме с погонами на плечах. «Москвичи ходят и засматривают, офицеры — горды». За ними с восторгом бежали мальчишки, разглядывавшие небывалое диво — золотые погоны. Накануне был пленен фельдмаршал Паулюс, на следующий день победоносно завершится Сталинградская битва. Казалось, для воинов Красной армии нет и не может быть ничего невозможного. Представлялось, что в ближайшие месяцы нам предстоит лишь преследовать отступающего врага…

Командующий Юго-Западным фронтом генерал армии Николай Федорович Ватутин, которого подчиненные называли не иначе как «генерал от наступления», решил использовать нависающее положение своих войск над Донбассом и провести наступательную операцию «Скачок»: окружить и уничтожить в Донбассе еще более крупную, чем под Сталинградом, вражескую группировку.

5 февраля генерал Бирюков записал указание Верховного Главнокомандующего: «Отправить Ватутину 200 танков…». Генерал Ватутин никогда не был «варваром». Полученные им по распоряжению Сталина танки не были распылены, а пошли на укомплектование 25-го танкового корпуса.

Именно этому «танковому кулаку» предстояло действовать на острие главного удара фронта.

«Павловцы» идут в наступление

Корпусом командовал опытный военачальник генерал-майор Петр Петрович Павлов (1896-1962), человек первого часа войны, чьи ратные подвиги в начальный период Великой Отечественной, когда награждали редко и с большим разбором, были отмечены тремя боевыми орденами. Бойцы и командиры корпуса с гордостью именовали себя «павловцами» и с нетерпением ожидали приказа о наступлении. Торжествовал толстовский взгляд на ход ведения боевых действий, четко изложенный князем Андреем в диалоге с Пьером накануне Бородинской битвы: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции. … Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть».

Дух воинов корпуса был нацелен на победу. Об этом неопровержимо свидетельствуют недавно рассекреченные документы Центрального архива Министерства обороны.

Гитлер был охвачен паникой. Достаточно сказать, что за всю последующую кампанию он ни разу не выезжал за пределы Германии…

«В первой половине февраля соединения и части корпуса приступили к получению мат. части и укомплектованию личным составом. Были полностью укомплектованы экипажи танков за счет механиков-водителей, проверенных на марше от станции Калач до станции Лозовая (марш протяженностью 540 км). …Личный состав 25 танкового корпуса, воодушевленный успешным наступлением Красной армии по разгрому оккупантов, стремился быстрее вступить в бой. Политико-моральное состояние личного состава, соединений и частей 25 танкового корпуса было бодрое и здоровое» (Отчет о боевых действиях 25 тк: с 16.02.1943 по 01.03.1943 г.) .

В ночь с 16 на 17 февраля 1943 года корпус перешел в наступление.

В это же самое время Адольф Гитлер, обеспокоенный положением своих войск на советско-германском фронте, принял импульсивное решение навестить командующего группой армии «Юг» фельдмаршала Манштейна и обсудить с ним стратегическую обстановку.

17 февраля в шесть часов утра самолет фюрера приземлился в Запорожье. На двух других самолетах прибыла большая свита, включавшая личную стенографистку и повара.

В городе Гитлер пробыл три дня, и это едва не стоило ему советского плена.

Адольф Гитлер на аэродроме в Запорожье с фельдмаршалом Эрихом фон Манштейном. 17-19.02.1943 г. Фото: Getty Images

Паника фюрера

19 февраля 1943 года, совершив 300-километровый трехдневный рейд по вражеским тылам, 111-я танковая бригада 25-го танкового корпуса подошла к Запорожью. Бригадой командовал подполковник Михаил Смарагдович Бондаренко (1901-1943). Это был 608-й день Великой Отечественной войны, который мог стать ее поворотным пунктом. Забыв о традиционной нордической сдержанности, свидетели германской стороны весьма экспрессивно рассказывали о том, что произошло в этот день. В деталях свидетельства расходятся, но в главном они едины: Германия чудом избежала пленения или гибели вождя…

Шеф-пилот фюрера, генерал-лейтенант и группенфюрер СС Ганс Баур: «На третий день нашего пребывания там, когда я пришел на завтрак, стало известно, что русские прорвали фронт под Днепропетровском. Главная дорога, по которой они наступали, вела как раз в сторону Запорожья и проходила мимо аэродрома, где стоял наш самолет. Сообщали, что первой движется колонна из двадцати танков. Самолеты готовились к бою, чтобы попытаться отбросить их назад. Погода была неважной, облачный слой располагался на высоте менее чем 50 метров. Только один «Шторьх» смог вернуться из разведывательного полета с конкретными сведениями: русские приближаются. Между ними и нами не было никаких частей, способных замедлить их продвижение.

Глубоко взволнованный, я взял машину и поехал в город, где Гитлер совещался с Манштейном. Я объяснил ему ситуацию и попросил разрешения, по крайней мере, перегнать самолет на аэродром в южной части города. Гитлер сказал, что в этом нет необходимости и что он вскоре прибудет на аэродром. Я возвратился обратно к самолету. Все силы, имевшиеся на аэродроме, собрали для его защиты, однако оборона выглядела не очень надежной: у нас не было ни артиллерии, ни противотанковых ружей.

Вот показались русские. С восточной оконечности летного поля мы видели двадцать два танка. Как раз в этот момент прибыл Гитлер. Наши три «Кондора» с уже прогретыми двигателями взмыли в воздух…

Через некоторое время мы узнали, чем закончилась вся эта история. К всеобщему удивлению, русские танки остановились на краю летного поля. Они не стали атаковать аэродром, а заняли позицию неподалеку. У них кончилось горючее! Конечно, они могли бы добыть достаточное количество горючего на аэродроме. Позднее из танков выбрались экипажи и оставили их стоять на том же месте.

Вели бы они себя так же, если бы знали, что в это время на аэродроме находится Гитлер?!

Увидев сотни самолетов, стоящих на летном поле, русские наверняка решили, что здесь они встретят сильное сопротивление. Когда Гитлеру спустя несколько часов после возвращения в ставку прислали сообщение обо всех этих событиях, он только и смог произнести: «Неслыханная удача!» (Баур Г. Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945. М. 2006).

Генерал-лейтенант Рейнер Штагель, кавалер Рыцарского креста к Железному кресту с мечами и дубовыми листьями: «Фюрер был перепуган до смерти, ибо накануне, как мне рассказал Цейтцлер (генерал-полковник, начальник штаба сухопутных войск вермахта. — Прим. авт.), Гитлер чуть было не попал в качестве трофея в руки советских танкистов. …Русские прорвали фронт в районе г. Изюм, и одной танковой колонне удалось прорваться в район Запорожья, куда накануне приехал Гитлер для встречи с Манштейном. Самолет Гитлера был на том самом аэродроме, о важности которого мне толковал фюрер. Русские танкисты были в 5-ти километрах от аэродрома, когда им преградил путь немецкий бронепоезд с зенитными установками. Одновременно с аэродрома были подняты самолеты прикрытия. Русские танки удалось задержать, и поздно вечером Гитлер на своем самолете с эскортом истребителей вылетел в Винницу.

Гитлер был охвачен паникой.

Достаточно сказать, что за всю последующую кампанию он ни разу не выезжал за пределы Германии, если не считать прилета на 2 часа в Запорожье месяц спустя. Но тогда фронт был в известной мере стабилизирован, а район Запорожья я укрепил по всем рецептам немецкой фортификации» (Протокол допроса Рейнера Штагеля. 21.11.1951) .

Генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн, командующий группой армий «Юг»: «Все же положение нельзя было считать безопасным, так как приезд Гитлера не был секретом и при въезде с аэродрома в город его узнавали и приветствовали солдаты, находившиеся в Запорожье, представители его партии и другие лица. Для охраны мы имели в Запорожье, кроме нашей караульной роты, только несколько зенитных подразделений. В ближайшее время вражеские танки должны были подойти настолько близко к городу, чтобы они могли обстреливать аэродром, расположенный восточнее Днепра.

…В остальном этот день принес дальнейшее обострение обстановки, после того как противник, по-видимому, крупными силами овладел железнодорожной станцией Синельниково. Тем самым он не только перерезал главную коммуникацию группы «Центр» и правого фланга нашей группы, но стоял уже в 60 км от нашего штаба, в котором находился фюрер третьей империи. Ни одной части не было между нами и нашим врагом! Я поэтому очень успокоился, когда Гитлер вечером этого дня вылетел в свою ставку. Можно было вполне ожидать, что на следующий день вражеские танки сделают невозможным использование аэродрома восточнее Днепра» (Манштейн Э. Утерянные победы. М.; СПб. 1999).

Манштейн как в воду глядел: 111-я танковая бригада 25-го танкового корпуса захватила один из двух аэродромов Запорожья, где уничтожила 47 вражеских самолетов, около 100 летчиков, 50 вагонов с запасными частями и авиабомбами и разрушила один подземный аэродром. (Судя по всему, в последнем случае речь идет о железобетонном капонире, в котором незадолго перед тем находился самолет фюрера.)

Как сложилась дальнейшая судьба героев беспримерного танкового рейда? Увы, трагически…

Выбор генерала Павлова

Через несколько дней, осуществив маневр имеющимися ресурсами и добившись семикратного превосходства, Манштейн нанес мощный контрудар и окружил 25-й танковый корпус, к этому моменту истощивший боекомплект и запасы ГСМ. Попытка наладить снабжение по воздуху не увенчалась успехом.

Командир корпуса генерал-майор Павлов был тяжело ранен и попал в плен. В плену вел себя с достоинством и честью. После освобождения успешно прошел проверку и был восстановлен в рядах Красной армии. В концлагере его навестил изменник Родины генерал Власов, предложивший Павлову вступить в РОА и возглавить ее бронетанковые войска. Генерал Павлов с презрением отверг это предложение.

Два командира танковых бригад корпуса погибли смертью храбрых; один, подполковник Бондаренко, — пропал без вести. Полковник Гавриил Степанович Сорокин (1897-1945), командир 16-й мотострелковой бригады, входившей в состав 25-го танкового корпуса, «вышел из окружения в составе: штаба бригады, штабов батальонов и вывел 213 человек автоматчиков с вооружением». (От полученных ран полковник, не получивший за годы войны ни одной награды, скончается в феврале 1945-го.)

Всего из окружения вышли 2063 человека. «Боевой парк и колесные машины 1 эшелона приводились в негодность и были оставлены на территории, занятой противником».

Временно исполняющий обязанности командира корпуса полковник Михаил Васильевич Хотимский (1903-1986), ставший в 1945-м Героем Советского Союза, подводя итоги глубокого рейда в тыл врага, сделал вывод: «Несмотря на большие потери корпус не запятнал своих боевых традиций… своим упорством, отвагой, смелостью и дерзкими действиями отважных командиров танкистов пополнил боевые действия, на которых будет воспитываться новое пополнение» .

P.S.

По иронии истории 12 мая 1945 года изменник Власов был взят в плен в результате дерзких действий капитана Михаила Ивановича Якушова (Якушева) (1922-2005), служившего командиром батальона в 25-м танковом корпусе.

Ни один из танкистов 25-го корпуса, совершивших рейд на Запорожье в феврале 1943 года, не был за это награжден.

Семен Экштут (доктор философских наук)

источник: https://rg.ru/2023/02/16/gitler-v-zaporozhe-eto-neslyhannaia-udacha.html

Последние новости

С 30 апреля похолодает в Ростове-на-Дону и области

Дневная и ночная температура резко снизится в Ростовской области в конце апреля - начале мая Синоптики прогнозируют облачность с прояснениями Фото: Олег РУКАВИЦЫН С 30 апреля температура воздуха в Ростовской области,

РостГМУ принял участие в городской конференции к Национальному дню донора

Ростовский медицинский университет на городской конференции к Национальному дню донора представляла студентка Изабэлла Ереджибок, которая является региональным координатором донорского движения в рамках ВОД «Волонтеры — медики».

Краснодарский предприниматель оплатил штраф за незаконный ввоз оборудования для сельхозтехники

Предприниматель оплатил штраф по решению суда в сумме более 970 тыс. рублей за незаконный ввоз в Россию оборудования для сельхозтехники.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *