Я б в рабочие пошел, только… не престижно?
«Перекресток» продолжает серию публикаций о кадровом голоде на местных предприятиях.
«Перекресток» продолжает серию публикаций о кадровом голоде на местных предприятиях.
Сегодня мы «поднимем на поверхность» шахтеров, а точнее, их нехватку.
О причинах дефицита рабочих шахтерских специальностей, о методах решения проблемы, предложениях по ее искоренению мы попросили рассказать начальника отдела кадров ШУ «Садкинское» Ларису Геннадьевну Федотову.
- Лариса Геннадьевна, по ком голодает «Садкинская» прежде всего?
- На данный момент вакантны более 100 должностей, острее всего мы нуждаемся в подземных электрослесарях, горных механиках. Оклады от 20 тысяч рублей, плюс надбавки, премиальные.
Нужны иинженеры, и мастера участков. У них зарплата уже от 27 тысяч.
- В чем дело: кадры уходят на пенсию или производство расширяется?
- Да, шахтерский труд тяжел, после выслуги мало кто остается работать под землей. А вот молодых кадров очень мало. Во-первых, единицы хотят работать под землей, во-вторых, осталось очень мало учебных заведений, где учат «шахтерскому делу». Главной кузницей наших кадров был Шахтинский горный техникум, но уже три года там нет набора на горняков. Минобразование почему-то не признало финансово оправданным горный факультет в заведении, хотя мы не отказали в трудоустройстве ни одному из его выпускников! Шоком стала и переквалификация шахтинского филиала НПИ в автодорожный университет.
С прошлого года в нем закрыт шахтерский набор. А ведь практически все наши горные инженеры оттуда! Горный факультет пока еще остался в Новочеркасске.
- А в Белой Калитве для вас тоже кадры не готовят?
- За два десятилетия ни одного специалиста из местных учебных заведений. В бывшем ПУ №68 п. Шолоховского в год выпускали по 25 подземных электрослесарей и проходчиков. В 1999 году там был последний горный выпуск.
Работают у нас несколько парней-техников по монтажу электрооборудования из Белокалитвинского гуманитарно-индустриального техникума, но им пришлось пройти спецкурсы по переобучению и допуску к подземным работам.
- Кто и где организует курсы?
- В Шахтах есть производственный комбинат, когда собирается команда из 10 «учеников», мы договариваемся с его представителями об обучении на месте. Все преподаватели и экзаменаторы приезжают на шахту. Здесь парней учат и теории, и практике.
- То есть для допуска к шахтерскому труду у кандидата должно быть хотя бы начальное, близкое к горному делу образование?
- Разумеется. Но сегодня мы поставлены в такие условия, что принимаем на работу выпускников школ. Конечно, они не спускаются в лаву сразу после получения аттестатов.
Шахтоуправление посредством длительной профориентационной работы в школах области (!) отбирает действительно желающих и способных работать в шахте. Затем заключаем с ними и с профильным вузом трехсторонние договоры о платном обучении необходимой специальности и обязательном поступлении на работу в шахтоуправление после получения диплома. Мы полностью оплачиваем учебу студентов, отличникам дополнительно выплачиваем стипендии.
- Сколько лет выпускники должны отработать на предприятии?
- Три года, но есть ребята, которые работают после института уже пять лет – первый наш выпуск был в 2014 году, и уходить молодые шахтеры не собираются.
- А сколько всего специалистов вы коммерчески обучили?
- Начали с 2009 года. Два последних года новые контракты не заключали. Сейчас на 3-6-х курсах обучается порядка 40 полноплатников. Около полусотни уже работают.
- Тем не менее нехватка кадров все равно есть, почему?
- Молодым специалистам нужны опытные наставники, и нам нужны мастера, бригадиры. Как уже говорилось, пенсия, болезни существенно уменьшают наши ряды. Шахтеров со стажем мы ищем по всей России. Мы подаем заявки и в государственные центры занятости, и в рекрутские компании, наши вакансии висят на всех российских сайтах по поиску работы. Но отклик невелик. Для местного сельского населения зарплата в 30 тысяч – это норма. Для приезжих – после оплаты за съем жилья и коммуналку ее едва хватает на самое необходимое.
- Выход – предложить иногородним если не высокую зарплату, то хотя бы бесплатное служебное жилье и после отработки определенного количества лет отдать им его в собственность.
- Действенный метод, но в сегодняшних условиях невыполнимый. В близлежащих хуторах снять практически нечего, тем более если подразумевать жилье с удобствами, а строительных организаций, готовых зайти в глубинку, нет.
- Слышала, что в связи с открытием в Усть-Донецке новой шахты местные чиновники готовы выделить землю под строительство МКД для шахтеров и, кажется, с застройщиками ведутся вполне успешные пере говоры?
- Это лишь слухи, но хорошо, если они воплотятся в жизнь! Пока же нам остается уповать на то, чтобы не закрыли горный факультет в Новочеркасском политехническом институте и вернули шахтерские рабочие специальности в учебные заведения среднего звена. Пишем соответствующие письма в профильные министерства, депутатам, общественникам. Когда нас услышат?
Пожелаем шахтоуправлению быть услышанным и понятым, а то давать стране угля в ближайшем будущем станет просто некому, и это при наличии природных ресурсов и мощностей!
Любовь Азарова,
8 (86383) 2-64-32,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
На фото: Лариса Геннадьевна Федотова служит в кадрах «Садкинской» 30 лет. Знает всех работников (а их почти 1,5 тысячи) по именам, с ходу может озвучить послужной список каждого.
Последние новости
Память о героях: открытие мемориальных табличек в Таганроге
В Таганроге состоялась церемония, посвященная участникам специальной военной операции.
Опасности и страхи: реальность или вымысел?
Обсуждение угроз, которые волнуют общество.
Мокрый снег в Могилёве: как погода влияет на повседневную жизнь
Обзор влияния мокрого снега на транспорт и быт горожан.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Нефтекамске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы