Юрий Алексеевич Ларин: под парусом – ветру навстречу
В этом году Ростовская область отмечает свое 85-летие: она как отдельная территориально-административная единица в составе РСФСР была образована 13 сентября 1937 года.
В этом году Ростовская область отмечает свое 85-летие: она как отдельная территориально-административная единица в составе РСФСР была образована 13 сентября 1937 года. А что такое регион? Это прежде всего живущие в нем люди. В течение года мы расскажем нашим читателям о земляках, внесших особенно заметный вклад в развитие нашей области и всей страны. Первым среди них представляем почетного гражданина Таганрога Юрия Алексеевича Ларина — мастера спорта СССР (дважды), заслуженного тренера РСФСР, заслуженного тренера России, заслуженного работника физической культуры и спорта Российской Федерации, профессора, академика Международной педагогической академии (МПА). Недавно он отметил свое 80-летие.
Выбор не случаен. В свое время молодой Пётр Первый, царь не имевший выходов к Мировому океану, мечтал о море и русских парусах над ним. Эти мечты помогли появиться на свет нашему городу. А Воронеж (там были верфи) и Таганрог (в то время Троицк) помогли мечтам царя реализоваться. Наш герой во многом похож на Петра Первого – и любовью к морю и парусам, и умением свои мечты воплощать в жизнь.
Первый председатель «Клуба юных моряков»
Юрий Ларин родился в Комсомольске-на-Амуре 17 апреля 1942 года. Туда его родители по направлению приехали по окончании Воронежского авиационного техникума: они, комсомольцы-добровольцы, стали строителями и первыми работниками местного авиационного завода. В 1946-м Ларины переехали в Таганрог. Многие ветераны авиазавода имени Димитрова помнят Алексея Васильевича Ларина, долгие годы работавшего в должности главного механика предприятия.
В спорт (как потом и в институт) Юра пошел по стопам старшего брата Владимира, легкоатлета. В секцию по легкой атлетике пришел и Юрий. Кроме того, играл в хоккей, настольный теннис, футбол. В составе своей футбольной команды стал чемпионом города среди школьников (он учился в школе № 28). Потом занялся спортивной гимнастикой, плаванием и водным поло, как ватерполист был капитаном сборной города. Различные виды спорта ни друг другу, ни учебе в школе не мешали, скорее наоборот. А когда учился в пятом классе, увидел объявление о наборе в «Клуб юных моряков».
А в совете, где оказалось 12 человек, Юрия выбрали председателем, сфотографировали, и его портрет оказался на первой странице «Комсомольской правды» вместе со статьей о таганрогском «Клубе юных моряков».
Потом на адрес моей 28-й школы столько писем приходило, — вспоминает он. – Даже из-за рубежа. Все хотели со мной познакомиться.А 40 лет спустя Юрий Ларин окажется на первых страницах американских газет…
Открывая миру тайны белого треугольника
Накануне 19-летия Ларина весь мир потрясла новость о полете в космос его двойного тезки – Юрия Алексеевича Гагарина. Позднее Ларин совершил подобный прорыв, но в парусном спорте. Впрочем, и на освоение космоса он тоже поработал…
Школьник Юра Ларин был шкотовым на яхте «Эмка», затем рулевым на «Ерше», «Олимпике». В 1960 году начал осваивать яхту «Финн».
В первой половине 1960-х, будучи студентом факультета автоматики и вычислительной техники Таганрогского радиотехнического института, Ларин продолжает усиленно заниматься парусным спортом, активно гоняется, становится победителем ряда всесоюзных и республиканских парусных регат, членом сборной команды России, дважды мастером спорта СССР (как шкотовый и как рулевой). Успешно окончив институт, остается работать в альма-матер.
Анатолий Васильевич Каляев, тогдашний заведующий кафедрой вычислительной техники, предложил мне организовать лабораторию спортивной электроники, где мы занялись разработкой различных приборов, стали измерять натяжение такелажа и прогибы мачты, скорость лодки, ее дрейф и так далее, — вспоминает Юрий Алексеевич. — Но, поскольку я сам занимался спортом, мне было интересно прежде всего то, как лучше подготовить именно самого спортсмена. До этого в парусном спорте считалось, что главное – хорошо построить и настроить лодку. Я же впервые занялся исследованием системы «яхтсмен-судно», что и стало впоследствии темой моей диссертационной работы.И сосредоточился ученый на более сложном элементе этой системы – на человеке: начал разработку различных методик подготовки яхтсменов, изобрел три спортивных тренажера для этой цели (был награжден за них двумя бронзовыми медалями, одним дипломом ВДНХ и знаком «Изобретатель СССР»), написал и защитил диссертацию. Юрий Ларин стал первым в СССР кандидатом педагогических наук – специалистом в парусном спорте. (Как оказалось, это было мировое ноу-хау: главное внимание — подготовке не яхты, а яхтсмена. Этим подходом к развитию парусного спорта уже в 1990-е Ларин поделился и с американцами.)
Меня поддержали в Москве, — рассказывает таганрожец. – И буквально за несколько лет наша сборная команда СССР вошла в элиту мирового парусного спорта — такие пошли результаты. Уже в 1976-м на XXI Олимпиаде в Монреале в Канаде мы заняли второе общекомандное место.А созданная и руководимая им лаборатория спортивной электроники на парусном спорте не зацикливалась: там был проведен ряд исследовательских работ для сборных команд страны по парусному спорту, легкой и тяжелой атлетике, стрельбе из лука, плаванию, а также велись работы по подготовке космонавтов.
О лаборатории спортивной электроники ТРТИ, ее заведующем Юрии Ларине и в целом о развитии парусного спорта киностудия «ЦентрнаучФильм» сняла документальный фильм. Кинолента рассказывала о том, как парус и его тайны раскрываются через познания и науку. Фильм «Тайны белого треугольника» демонстрировался по Центральному ТВ и в кинотеатрах страны.
В 1977 году новоиспеченный кандидат педагогических наук Ларин возглавил в ТРТИ кафедру физвоспитания. И стоял у ее руля до 2015 года. Правда, с перерывом в три года: в 1986-1989 годах работал по контракту преподавателем университета в Алжире и консультантом национальной сборной. В 1989 году там же вышел в свет его учебник «Парусный спорт» на французском языке, по которому учатся и сейчас. Всего же Ларин — автор свыше двухсот печатных работ, включая учебники, монографии и статьи в зарубежных журналах.
«Мы – чемпионы мира по перетягиванию каната!»
Ларин многое сделал для развития и поднятия спортивного уровня студенческого парусного спорта. В советские времена любительский спорт развивался в лоне добровольных спортивных обществ (ДСО). Студенческим ДСО являлся «Буревестник». Юрий Алексеевич открыл в Таганроге детскую парусную школу при областном СДСО «Буревестник». Команда ТРТИ по парусному спорту стала лучшей студенческой командой СССР. В 1980-х в Таганрогском яхт-клубе проходило большинство студенческих соревнований и сборов сборных команд России и СССР. Основной костяк «Буревестника» составляли представители команды ТРТИ. Юрий Ларин был избран председателем тренерского совета по парусному спорту центрального совета ДСО «Буревестник». Полностью любительская команда «Буревестник» заняла призовое место на последнем чемпионате СССР среди профсоюзных обществ страны (Таллин, 1986 г.).
Руководимая Лариным кафедра была награждена Красным знаменем как лучшая вузовская кафедра физвоспитания в СССР. Критериями являлись учебная, научная, научно-методическая работа и спортивные достижения. Наряду с парусным спортом в ТРТИ на самом высоком уровне были развиты альпинизм, подводное плавание (клуб «Барракуда»), бадминтон, баскетбол, борьба (самбо, дзюдо), мини-футбол, регби, спортивный туризм — всего в ТРТИ культивировалось до 30 видов спорта.
А уже в 2000-е мы ездили в Китай на всемирные соревнования спортсменов-любителей, — делится Юрий Алексеевич. – Там команда ТРТУ благодаря своей хорошей технической подготовке стала чемпионом мира в такой оригинальной дисциплине, как перетягивание каната.Возглавляя (почти беспрецедентный случай) одновременно городскую и областную федерации парусного спорта, Юрий Ларин немало сделал для развития парусного спорта в Ростовской области: выступил инициатором и добился в Москве открытия в Таганрогском яхт-клубе специализированной спортивной школы по парусному спорту. Это была республиканская школа высшего спортивного мастерства (ныне — ГБУ РО «Спортивная школа олимпийского резерва № 3»).
Как Америка помогла яхтсменам России
В первой половине 1970-х научная деятельность и руководство лабораторией спортивной электроники Юрию Ларину не мешали оставаться действующим спортсменом; он часто выезжал на соревнования, а по возвращении работал за двоих. Этот опыт столь насыщенной жизни пригодился ему в дальнейшем.
В 1992 году профессор Юрий Ларин был избран по итогам конкурса главным тренером сборной олимпийской команды России. Правда, в эти времена в государственной казне средств на дорогостоящий парусный спорт стало явно недостаточно. Что делать? Главный тренер нашел нестандартное решение. Он стал тренировать российских яхтсменов за счет… американцев.
Они пригласили меня читать лекции, — признается профессор Американского университета Южной Каролины Юрий Ларин. – И выполнили мои условия. Оплатили нашей сборной в составе 30 человек проезд, проживание, питание, карманные расходы, предоставили для подготовки всю материальную часть.Итак, он читал там лекции, а наша сборная приезжала на сборы – трижды в течение трех лет по месяцу. Американцы учились у Ларина, наши – у американцев. Результат себя долго ждать не заставил: в 1996 году на XXVI Олимпиаде в Атланте россияне нежданно для хозяев и для всего мира взяли «серебро», обойдя американских спортсменов, которые в том классе яхт считались фаворитами. В том же 1996-м Ларин был переизбран главным тренером России на новый четырехлетний срок.
В период, пока он был главным тренером, российские яхтсмены неоднократно становились победителями крупнейших международных регат, чемпионами Европы и мира, призерами Олимпийских игр. В 1998 году парусный спорт вошел в первую пятерку самых успешных видов спорта Олимпийского комитета России.
В течение восьми лет (1992-2000 годы) основная часть жизни таганрожца Ларина проходила в Москве. Бывало, домой вырывался только на выходные, при этом продолжал успешно руководить кафедрой физвоспитания ТРТУ – благодаря тому, что работал без выходных.
Жизнь была интересная, но сверхнапряженная. В 52 года, в 1994 году, будучи во Франции, на ногах перенес обширный инфаркт. До этого изучал организм исключительно здорового человека. После этого стал читать книги о том, как здоровье беречь и восстанавливать…
Жизнь продолжается!
Поздравления с 80-летием юбиляр принимал от очень многих и из разных стран. Как и каждый год, его поздравила председатель городской Думы – глава города Таганрога Инна Титаренко. Инна Николаевна, вручив Юрию Алексеевичу приветственный адрес и памятный подарок, пожелала ему здоровья, счастья, благополучия и творческого долголетия. И попросила и в дальнейшем активно участвовать в общественно-политической жизни города, в частности, принять участие в обсуждении проекта реконструкции яхт-клуба и Пушкинской набережной. Юрий Алексеевич выразил готовность. В настоящее время он продолжает восстанавливаться после ковида, тяжело перенесенного осенью прошлого года. Помогают работа на даче, спортивный характер, поддержка любящих людей и музыка (супруга Юрия Алексеевича, Людмила Владимировна Ларина, – пианистка, музыковед, в прошлом – преподаватель ТДМШ им. П.И. Чайковского), любимый Таганрог и вид из окна на море. Радуют и успехи сына и внучек. Сын, Сергей Ларин, во многом пошел по стопам отца, окончил тот же факультет, стал программистом. Старшая внучка, Татьяна Ларина, — коллега своего отца. Радует Юрия Алексеевича многое. Но многое и огорчает.
В Таганроге находится один из старейших и красивейших яхт-клубов России, — делится Юрий Ларин. – Здесь всегда любили яхты, парусный спорт, проводились многочисленные соревнования, парусные фестивали, велась подготовка высококвалифицированных яхтсменов, прославлявших наш город, украшением которого являлась панорама залива с многочисленными парусами яхт. Наша акватория считается одной из лучших для занятий парусным спортом.К сожалению, в последние годы многое хорошее здесь просто утрачено. Многие спортсмены и тренеры в поисках лучшей жизни разбежались по разным городам России и даже зарубежья.
Сегодня требуется принять ряд мер для возрождения былой парусной славы города. Начать следует с усиления руководства городского яхт-клуба, восстановления разрушенного здания клуба и строительства современной марины для стоянки судов. В рамках планируемой реконструкции Пушкинской набережной это вполне посильная задача. Будем оставаться оптимистами и начнем двигаться в этом направлении.
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ
Фото из архива Ю.А. Ларина
Последние новости
Детский сад № 37 в Суворовском микрорайоне снова откроется
После закрытия из-за случаев энтеровируса, детский сад готов к возобновлению работы.
Холодный декабрь в Ростовской области
Температура в регионе будет постепенно падать, ожидаются сильные морозы.
Опасности холодной воды для здоровья
Врач предупреждает о негативных эффектах холодной воды на организм.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией