Профессор Катасонов: «Стратеги» России статус утратили
В российской экономике в прошлом году, согласно Росстату, имелось 3.418.248 юридических лиц.
Предприятия ОПК должны иметь защиту
В российской экономике в прошлом году, согласно Росстату, имелось 3.418.248 юридических лиц. Примерно по одной организации в расчете на 22 человека из состава экономически активного населения страны. Астрономическая цифра! Это громадное количество субъектов экономической деятельности классифицируют по организационно-правовому статусу, формам собственности, отраслевой принадлежности, величине капитала, масштабам операций и ряду других формальных критериев.
Но есть еще один архиважный критерий, о котором, к сожалению, многие забывают и который должен быть главным и определяющим. Это критерий общественной значимости субъекта экономической деятельности. У каких-то организаций такая значимость может приближаться к нулю или даже иметь отрицательное значение (скажем, производство табачных изделий, которые вредят здоровью человека). А есть организации, от которых зависит судьба всего народа и будущее России.
Если покопаться в российском законодательстве, то можно найти упоминания о некоторых группах организаций и предприятий, которые имеют особую общественную значимость (по крайней мере, с точки зрения тех, кто готовил и принимал соответствующие нормативные документы). К таким группам относятся (термины воспроизвожу по формулировкам, содержащимся в документах): «системообразующие организации», «градообразующие предприятия», «системообразующие банки», «организации оборонно-промышленного комплекса», «стратегические предприятия».
После 24 февраля нынешнего года ситуация в стране в целом и в ее экономике радикально изменилась. Де-факто против России коллективным Западом ведется необъявленная война по всем направлениям. Такая война требует максимальной экономической мобилизации. Смысл экономической мобилизации достаточно прост и понятен: максимально полное и эффективное использование всех имеющихся в стране экономических ресурсов и дальнейшее их наращивание в целях достижения поставленной цели. Главная цель мобилизации экономики — победа России, достижение целей специальной военной операции (СВО).
Очевидно, что особая роль в экономической мобилизации должна отводиться упомянутым выше группам организаций, имеющим особую общественную значимость. С учетом нынешней ситуации особую значимость приобретают две группы: «организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК)», «стратегические предприятия». Забегая вперед, скажу, что в нашем законодательстве имеется некоторая невнятность и непоследовательность. Нет смысла выделять две упомянутые выше группы. Должна быть одна большая группа «стратегические предприятия», а «организации ОПК» должны полностью входить в указанную группу (с их выделением в качестве особой подгруппы).
Попробуем разобраться в понятии «стратегические предприятия» и в том, насколько они сегодня вносят вклад в экономическую мобилизацию России. Термин «стратегические предприятия» появился у нас ровно двадцать лет назад. В 2002 году был принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Пятый раздел (параграф) указанного закона назывался «Банкротство стратегических предприятий и организаций».
В первом пункте статьи 190 закона дается самое общее определение стратегических предприятий и организаций: «под стратегическими предприятиями и организациями понимаются: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа».
А во втором пункте той же статьи сказано: «Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные настоящим параграфом правила, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию».
Наши чиновники, как известно, работают ни шатко, ни валко. Прошло еще почти два года, показ наконец, не появился долгожданный «перечень стратегических предприятий и организаций».
В августе 2004 года на свет рождается указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» (от 4 августа 2004 г. N 1009).
Для тех, кто думает, что власти в начале нулевых годов неожиданно взволновались по поводу того, что национальные интересы России недостаточно хорошо защищаются и обеспечиваются, немного заблуждаются. В это время приватизаторы под руководством Анатолия Чубайса задумали приватизацию остатков государственной деятельности. И именно защищая остатки государственной собственности те, кто во власти еще хоть немного думали о национальных интересах России, решили ввести понятие «стратегического предприятия», а также составить и утвердить список таких предприятий. Перечень, который был утвержден президентским указом от 4 августа 2004 года, — тот минимум, который удалось защитить от алчных и агрессивных приватизаторов. Ибо предприятия из списка получали иммунитет от приватизации.
В 2004 году в перечне было в общей сложности 1063 предприятий, в том числе 514 федеральных государственных унитарных предприятий и 549 акционерных обществ. Перечень был составлен не на веки вечные. Он стал объектом острой лоббистской борьбы. Кто-то из чиновников и представителей бизнеса добивался включения в список новых предприятий (добиваясь их защиты как от приватизации, так и банкротства), кто-то, наоборот, стремился этот список укоротить (это были, конечно, приватизаторы, стремившиеся заполучить жирную жертву из списка).
Вторые выигрывали. К 2007 общий перечень стратегических предприятий сократился до 1008, причем число государственных унитарных предприятий снизилось до 485 (снижение на 29 единиц); а число акционерных обществ — до 523 (снижение на 26 единиц).
Урезание перечня продолжалось и далее. Уже к 2010 году перечень был урезан до 438 предприятий (41% от первоначального перечня). Летом 2010 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев всех огорошил следующим заявлением: «Я сокращаю перечень стратегических предприятий страны в 5 раз — с 208 до 41». Дмитрий Анатольевич имел в виду лишь часть стратегических предприятий — тех, которые относились к группе акционерных обществ. Согласно его планам, также предусматривалось сокращение количества государственных унитарных предприятий с 230 до 159.
В общей сложности план Медведева предусматривал сокращение общей численности стратегических предприятий с 438 до 200, т.е. в 2,2 раза. План Медведев был выполнен полностью. Урезание перечня продолжилось. В 2018 году в нем уже осталось всего 144 предприятий (в том числе 107 государственных унитарных и 37 акционерных).
Еще раз подчеркну, что перечень подвержен постоянным изменениям: кого-то удается впихнуть в список, а кого-то вычеркнуть из него. Все это оформляется президентскими указами, дополняющими указ от 4 августа 2004 г. N 1009, и их общее число таких указов, по моим оценкам, приближается к двум сотням.
Чувствуется, что перечень остается объектом острой закулисной борьбы, четких критериев стратегического предприятия нет, доминируют субъективные предпочтения и шкурные интересы.
На досуге решил познакомиться с последней имеющейся в свободном доступе в интернете версией перечня. Документом очень сложно пользоваться по той причине, что он представляет собой список всех предприятий — как тех, которые были в свое время удостоены звания «стратегического», а потом были его лишены, так и тех, кто является де-юре стратегическим предприятием на данный момент. Можно сказать, что перечень являет собой список «живых» и «мертвых душ», но вторых гораздо больше. Всего в перечне 1.121 «душа», в том числе «живых» — 175, а «мертвых» — 946.
Что ж, эта статистика наглядно показывает, какая подрывная работа ведется против укрепления стратегического ядра российской экономики. 18 лет назад было 1063 стратегического предприятия, сегодня всего лишь 175 . Стратегическое «ядро» российской экономики ужалось в шесть с лишним раз! Сегодня в перечне «живыми» числятся лишь 134 государственных унитарных предприятия и 41 акционерное общество. По отношению к общей численности субъектов экономической деятельности число стратегических предприятий составляет гомеопатическую дозу.
Из упомянутых 175 стратегических предприятий далеко не все занимаются деятельностью, которую можно назвать «стратегической». Вот, например, в группе унитарных предприятий я нахожу такие организации, как Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при российском МИДе, киноконцерн «Мосфильм», Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, Российская телевизионная и радиовещательная сеть, Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) и т. п. Я не против того, чтобы подобные организации включать в перечень стратегических предприятий, но не за счет предприятий, работающих на оборону (которые, еще раз повторю, имеют высший приоритет с учетом нынешней ситуации).
По моим прикидкам, примерно треть организаций, составляющих группу унитарных предприятий стратегического перечня, представляют собой научно-исследовательские институты и центры: Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (г. Москва), Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева (г. Санкт-Петербург), Всероссийский научно-исследовательский институт гигиены транспорта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ВНИИЖГ), Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений (пос. Менделеево Московской области), Государственный научно-исследовательский институт биологического приборостроения, Государственный научно-исследовательский институт особо чистых биопрепаратов Федерального медико-биологического агентства, Научно-технический центр радиационно-химической безопасности и гигиены Федерального медико-биологического агентства и т. д.
Я отнюдь не умаляю значимости научно-исследовательских организаций (может быть, нужно даже расширить их список в стратегическом перечне), но получается, что на сегодняшний день в «твердом остатке» в группе стратегических унитарных предприятий число организаций, занимающихся производственной деятельностью, составляет менее половины.
Еще раз напомню, что к стратегическим предприятиям Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в первую очередь, относит «федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности…».
А много ли таких предприятий, производящих продукцию для обеспечения обороноспособности, в стратегическом перечне? В списке унитарных предприятий, если судить по названиям, немного. К таковым можно отнести «Казанский государственный казенный пороховой завод». Названия ряда унитарных предприятий из списка ничего не говорят о профиле их деятельности: «Завод имени Морозова» (пос. имени Морозова Ленинградской области), «Завод имени Я.М. Свердлова» (г. Дзержинск Нижегородской области), завод «Коммунар» (пос. Петра-Дубрава Самарской области) и т. д. Хотелось бы верить, что за этими вывесками скрывается оборонное производство.
А в списке акционерных обществ мы видим знакомые имена: «Газпром», «Роснефть», «Роснефтегаз», «Транснефть», «Зарубежнефть», «Аэрофлот», «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро», «Объединенная зерновая компания», «Алмазювелирэкспорт», Приокский завод цветных металлов, «Почта России», «Промсвязьбанк», банк «ВТБ», «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», «Международный аэропорт Шереметьево», «АЛРОСА» и т. д. Попадаются и не очень знакомые бренды. Например, «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных». Уверен, что все подобные предприятий действительно важны для обеспечения национальной безопасности России.
А есть ли в этом списке предприятия, производящие продукцию для обеспечения обороноспособности (как зафиксировано в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)»)? Есть, но их явное меньшинство. Это: концерн воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей», «Оборонпромкомплекс», «Тактическое ракетное вооружение», «Объединенная судостроительная корпорация» и еще несколько.
На круг, по моим приблизительным оценкам, в нынешнем перечне стратегических предприятий на компании, непосредственно производящие продукцию для обеспечения обороноспособности, приходится от четверти до трети. В абсолютном выражении от 40 до 60. И это ничтожно мало.
Мне могут возразить, что большая часть таких предприятий находится в другом перечне, который называется «сводным реестром предприятий ОПК». Согласно последним данным, в нем числится 1355 предприятий. И пусть числятся! Я бы даже расширил этот реестр. Но по моему твердому убеждению, предприятия ОПК одновременно должны входить в перечень стратегических предприятий. Почему? Потому что статус «стратегического» дает предприятию хоть какую-то (но не полную) защиту от банкротства (согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»).
Сегодня подавляющая часть предприятий ОПК никакой особой защиты от банкротства не имеет. И это представляет собой серьезнейшую угрозу национальной безопасности России. Но о теме банкротств предприятий ОПК — в следующий раз.
Последние новости
«Врачи сразу прибежали»: что происходит в ростовской больнице, где после атаки дронов выбило стекла
Комментарии пациентов, сотрудника и Минздрава В ночь на субботу, 8 февраля, над Ростовом сбили дрон.
Депутат «Единой России» Евгений Древаль помог в восстановлении работы женской консультации в Первомайском районе после атаки БПЛА
Ранее была прервана работа медучреждения. Депутат Ростовской-на-Дону городской Думы от «Единой России» Евгений Древаль организовал восстановление работы женской консультации Городской поликлиники №1.
![Враг атаковал Ростов и Чертковский район – серьёзные последствия на земле](https://gorodrnd.ru/images/noimg-420x315.png)
Враг атаковал Ростов и Чертковский район – серьёзные последствия на земле
Такой ущерб был нанесен донской столице впервые. Новая атака беспилотников врага - на этот раз на Ростов-на-Дону и Чертковский район.
![Преобразователь частоты](https://gorodrnd.ru/images/r/abb-preobrazovateli-chastoty2.jpg)
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией