В Таганроге побывал известный скульптор Владимир Грачев
Спустя пятьдесят лет порог своей самой первой таганрогской мастерской вновь переступил легендарный скульптор Владимир Грачев.
Спустя пятьдесят лет порог своей самой первой таганрогской мастерской вновь переступил легендарный скульптор Владимир Грачев. И замечательно, что в этих прохладных выбеленных стенах старинного подвала продолжаются лучшие традиции творчества.
Носители культурного кода
В художественных мастерских, где сегодня работают два замечательных таганрожца – Владимир Вельтман и Николай Копцев, воплощая свое творческое видение очень по-разному, встречали дорогого гостя.
Таганрожцы хорошо знакомы с работами Владимира Павловича. Скульптурная композиция «Клятва юности», давно ставшая одним из символов нашего города, создана монументалистом совместно с его супругой Валентиной Грачевой. Открытие этого памятника состоялось 28 августа 1973 года, к 30-летию освобождения Таганрога от немецко-фашистских оккупантов. На церемонии присутствовали Генрих Гофман, автор документальной повести «Герои Таганрога», родные и близкие погибших подпольщиков и множество горожан.
Валентины Митрофановны уже нет в этом мире, а Владимир Павлович иногда посещает Таганрог и очень тепло к нему относится. В городе живет их дочь, Вера Павлищева; она, считай, также носитель культурного кода — преподает фортепиано в детской музыкальной школе имени П.И. Чайковского. А внучка Грачевых — певица, которая вскоре отправится на стажировку в Вену.
И папа наш поет, когда работает, тоже, — делится Вера Владимировна.Художники говорят: Таганрогу всерьез повезло, что супруги-скульпторы оказались в нашем городе. Владимир Грачев с февраля по ноябрь 1972 года являлся главным художником в управлении архитектуры Таганрога. Город тогда возглавлял Борис Зубрицкий, который, по его словам, с любовью украшал Таганрог, с интересом и вниманием относился к новым идеям, с готовностью воплощал их в жизнь.
Литьё парковой решетки
Здесь много свидетельств совместной работы Грачевых — памятный знак «Шлагбаум», Портрет авиаконструктора Бериева (1975 года). Вы же не думаете, что в парке культуры и отдыха имени Горького – обычное ограждение? Часто ли встречаете подобное литьё в других городах? Авторы рисунка чугунной решетки – также Грачевы, а отливалась она в литейном цехе ТМЗ. Старшее поколение помнит окованные причудливые двери кафе «Старая крепость», высокие женские фигуры из латуни на стенах в зале бассейна «Прибой»…
Сейчас Владимир Грачев живет и трудится в Новосибирске, где за многие годы оставил незабываемый творческий след, до недавнего времени преподавал на кафедре монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Несмотря на солидный возраст (мастеру — 88 лет!), Владимир Павлович часто путешествует. Например, этим летом он побывал в Санкт-Петербурге и даже по просьбе родственников соорудил там… пугало от ворон. Конечно, оно не могло выйти ординарным! Забавно, но и пернатые оценили работу мастера – больше не воруют из огорода.
Говоря о Таганроге, Владимир Грачев замечает:
Хороший и красивый город! Не надо никуда уезжать, живите здесь!Он не раз в этом году купался в Азовском море и поддерживает здоровье занятиями физкультурой с элементами йоги.
Легенды или байки?
Художники на встрече с Грачевым наперебой вспоминали городские легенды, связанные с памятником «Клятва юности», например, записку, спрятанную для потомков двумя творческими коллегами при установке монумента. Он создавался на средства, заработанные молодежью города на субботниках и воскресниках. Студенческий строительный отряд, трудившийся вахтенным методом, сформировал Таганрогский радиотехнический институт, а организацию и координацию работ комсомольских бригад осуществлял тогда второй секретарь горкома комсомола города Сергей Шило…
Высота скульптурной группы «Клятва юности» — четыре метра. Фигуры юноши и девушки отлиты из железобетона и покрыты сверху тонкими листами меди, а стыки медных листов тщательно зашлифованы. Вот в один из таких стыков «на спине» изваяния, как говорят, и заложили таганрогские художники вдохновенное письмо потомкам.
Растерянные юные ребята верили в победу, — характеризуя героев скульптурной группы, заметил Владимир Грачев.Таганрогский скульптор Владимир Елитенко, в свою очередь, вспомнил первую встречу с Грачевым на берегу Азовского моря как знаковую и поворотную в своей судьбе. Именно тогда мастер предложил ему впервые участвовать в создании монумента, увеличивая фрагменты будущего изваяния, повторяя их миниатюрные макеты. Он вспоминает:
Я спрашиваю Владимира Павловича: «Надо делать так и так?» А ему, очевидно, очень скучно слушать мои вопросы! «Пробуй», — говорит.И Владимир Елитенко всё лето увеличивал скульптуру: резал металл, соединял заклепками, пробовал разные приемы. И потом уже не представлял своей судьбы без творчества.
«Куда выходит эта стена?»
Владимир Викторович также вспоминал, как в другой мастерской, в районе троллейбусного парка, они вместе с Грачевыми готовили часть для мемориала «Борцы» в Петрушинской балке. Едва уложились в сроки, создав четырехметровую кисть руки для 18-метровой стелы.
Уже закончили, затонировали часть скульптуры, и тут спохватились: как ее выносить? – делится Владимир Елитенко.Он вспомнил, что у наставника тогда побаливало горло, и тот не снимал шарф… Оказалось, скульпторы в процессе творчества перестали замечать проем двери, а он в ширину – всего 80 см.
Утром приезжают строители, ответственные за установку, и их начальник, оценив обстановку, спрашивает: «А куда вот эта стенка выходит»? Разбили стену, вытащили «руку» и увезли. Мы сидим в мастерской, а в открывшемся проеме падает снежок, — рассказывает Владимир Викторович.Нынешние хозяева художественных мастерских с мальчишеским трепетом показывали мастеру свои работы. Что с того, что у художников за плечами много лет? В своем творчестве и в присутствии признанного мастера они неизменно чувствуют себя юными.
Владимир Вельтман часто работает в технике коллажа. Он собирает осколки прошлой эпохи, социалистического бытия. Например, в его работе нашли место плакат времен Сталина и виньетка этого вождя, случайно найденные на чердаке старого дома (работа «Конец эпохи?»). Он использует керамику – кусочки разбитой электроплиты и другие символические вещи. Художник показывает Грачеву картину за картиной. Сквозь цифры и буквы, как объясняет автор «космической сетки», видно таганрогский Дом рыбака. Открытые ставни, свет в окне, берег моря… А вот три женщины несут лодку на воздетых по направлению к небу руках («Вера, Надежда, Любовь»). Он говорит про сохранение традиций, битвы и переплетения западной и славянской культур, размышления и символизм. Владимир Грачев всматривается в каждую картину. Мастер немногословен в своей оценке, передает ощущения.
А в другой части мастерских, где раньше как раз была комната для работы Грачевых, Николай Копцев с готовностью демонстрирует свои работы по дереву – видно, что в каждую вложено много тепла, фактура сплетается с фантазией, страстью и жизнелюбием автора. И стамески, и дерево, которое много километров тащил на себе созидатель диковинных эмоциональных композиций, – всё вызывает интерес у гостя.
Говоря о встреченных им в юности мастерах, о Грачевых и Николае Ливаде, Владимир Вельтман восторженно замечает:
Мы смотрели на них, как на небожителей. Нам просто повезло оказаться с ними рядом. Мы, конечно, давно выросли, но у нас были правильные ориентиры!Марина ДАРЕНСКАЯ, фото автора и предоставлено семьей Грачева
Актуальные новости города и области смотрите в нашем ТГ-канале и в соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники» .Последние новости
Агроком Холдинг покупает бутик-отель в Новой Москве
Владельцем отеля стал известный бизнесмен Иван Саввиди.
Проблемы с ценами на сливочное масло в Ростовской области
Производители предсказывают дальнейшее повышение цен на молочные продукты.
В Ростове-на-Дону зарегистрированы случаи заболевания среди детсадовцев
Ситуация вызывает обеспокоенность среди родителей и властей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией