Казак без веры – не казак!
17 января в Доме детского творчества прошла районная краеведческая конференция школьников «Казак без веры – не казак!»,
17 января в Доме детского творчества прошла районная краеведческая конференция школьников «Казак без веры – не казак!», посвящённая 55-летию основания Усть-Донецкого района и 450-летию служения донского казачества Российскому государству.
В работе конференции приняли участие Благочинный Усть-Донецкого благочиния, настоятель храма Рождества Христова станицы Нижнекундрюченской священник Алексий Скоробогатов и атаман Усть-Донецкого юрта Дмитрий Александрович Поползин.
Юные краеведы проделали большую работу, изучив истории местных храмов, и рассказали о них. Готовя презентации, участники конференции открыли для себя ещё одну сторону казачьих традиций – основу духовного единения донского казачества и непосредственно казаков малой Родины. После всех выступлений начальник отдела образования администрации Усть-Донецкого района Марианна Владимировна Гагулина поблагодарила ребят за проделанную работу и продолжение традиций своих предков. Все творческие работы ребят достойны того, чтобы с ними познакомились наши читатели.
Публикации юных краеведов мы начнем с выступления ученицы Евсеевской школы Софьи Талахадзе. Она рассказала историю храма хутора Евсеевского.
В 1909 году на средства казаков хуторов Евсеевского и Тереховского была заложена однопрестольная деревянная церковь в честь Рождества Богородицы с колокольней в одной связи. С момента начала строительства настоятелем был назначен священник церкви хутора Голубинского Вячеслав Яковлевич Попов. Церковь Рождества Богородицы была освящена в 1910 году. Строительство завершено в августе 1914 года. Церковь была обнесена железной оградой на бетонном фундаменте.
Кстати, в интернете я нашла очень интересную информацию одного исследователя-путешественника о том, что технология строительства основания церкви, фундамента ограды и ступеней Евсеевской церкви по тем временам была новаторской. Она была не просто железобетонной, а из сборного железобетона. Первые конструкции из сборного железобетона в России появились в начале 20-го века в Москве! Откуда же такая технология в казачьем хуторе? Этот факт, конечно же, меня очень заинтересовал.
На конференции юный краевед приоткрыла ещё одну тайну строительства церкви.
Казаки денег на строительство не жалели. Церковь была покрыта оцинкованным железом завода «Лысьвенского горного округа графа П.П.Шувалова», это железо на Парижской выставке 1900 года было награждено высшей наградой. Железом из этой партии в Париже был покрыт Собор Парижской Богоматери, а в Лондоне - здание английского парламента.
Немного раньше церкви была построена 2-х классная церковноприходская школа. Церковь работала все годы, без перерыва до 1929 года. Пока не была закрыта.
О том, как закрывали и рушили церковь, Софья Талахадзе рассказала подробно.
В документах из Ростовского областного архива написано: «Сообщение № 226 Совершенно Секретно. По имеющимся сведениям Председатель Евсеевского сельского совета АНУПРИЕНКО и председатель Голубинского сельского совета АГИБАЛОВ заключили между собой договор на соревнование по закрытию церквей и на следующий день после этого в хуторе Евсеевке без соответствующей подготовки церковь была по решению незначительного большинства голосов закрыта, купола и кресты которой долгое время валялись (а может быть валяются и сейчас) разбросанными в ограде.»
Из дневника И.П. Горбункова (секретаря комсомольской организации х. Евсеевского): «…В сельсовет вызвали нас – актив, сказали, что принято решение – церковь нужно закрывать, комсомольцы должны провести агитацию в хуторе. Через день в сельсовет вызвали отца Алексея и предложили сдать церковное имущество созданной комиссии по описи. Имущество описали, ключи – забрали. Нужно снимать кресты и колокола. Никто не берется. Дотянулось дело до мая. Тогда в сельсовет вызвали братьев Рассадневых: Петра, Матвея и Михаила. Они были не местные, мастеровые, когда-то пришли на заработки из Воронежа. Объяснили ситуацию, и они не отказались. На другой день Петр и Матвей скинули колокола, маленькие попадали, жалобно звякнув, большой долго не поддавался, затем стукнул последний раз, упал на пристройку и скатился на землю. А Михаил, оседлав конек крыши, раскачивал крест, пока не вывернул его, а потом сбросил вниз. Старушки плакали. Защемило сердце, вспомнились церковные службы по праздникам, как красиво пел церковный хор, как звонили колокола. В стороне прислонившись к ограде, плакал звонарь Архип Иванович. Он был звонарем с момента освящения церкви, был горбатым, семьи не было, работать не мог. Через некоторое время церковь переоборудовали под Дом культуры. Были созданы хоровой и музыкальный кружок. Часто ставили концерты…».
Во время войны немцы в церкви устроили бойню для скота. В церковной ограде было похоронено несколько немецких солдат. Это миникладбище было после войны разравнено бульдозером. В 1956 году в церковной ограде были перезахоронены останки советских солдат, погибших при освобождении хутора, и установлен памятник с именами не вернувшихся с войны хуторян.
Церковь после войны отмыли, очистили и опять, до строительства нового здания клуба в хуторе Тереховском здесь был клуб, крутили фильмы. После 1975 года здание использовалось как склад.
В 1993 году церковь разобрали до фундамента. Была задумка использовать доски на ремонт Мостовского храма Иоанна Богослова. Ремонт так и не был сделан.
Вот такая история одного местного храма. В следующих номерах газеты «Звезда Придонья» мы продолжим публиковать исследовательские работы наших юных краеведов.
О. СУХОДОЛЬСКАЯ
Последние новости
Смерть контрактника из Батайска в зоне СВО
В Батайске скорбят по погибшему военнослужащему.
Задержание министров транспорта в Ростовской области
Правительство региона предоставляет помощь следствию.
Задержание министра транспорта Ростовской области
Виталий Кушнарев и его заместитель задержаны по подозрению в коррупции.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией