Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства

Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства

Для родителей период воспитания детей дошкольного возраста – один из самых сложных. Вопросов много: как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, какие критерии должен соответствовать дошкольник, чтобы быть успешным и легче адаптироваться к учебе?

Начиная с момента рождения и до поступления в школу, ребенок проходит интересный и сложный путь первого знакомства с миром. Он учится определять, что можно делать, а что – нет, какой вкус, запах и ощущение оставляет то или иное явление. Ребенок делает свои первые шаги и произносит свои первые слова, учится пользоваться горшком, выполнять простые поручения. Но школа – это новый этап, от готовности к которому зависит жизнь ребенка в будущем. Важны такие моменты: жажда знаний, готовность учиться, легкость в обучении, умение читать, физическая подготовленность и умение общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, на интерес к учебе и умение адаптироваться в коллективе напрямую влияют наличие собственных понимания добра и зла и принципов морали.

Способы и методы воспитания детей

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности, который помогает ребенку готовиться к жизни в обществе. Это передача опыта, развитие определенных качеств и умений. Как правило, на пути воспитания детей используются три основных метода: наказание, поощрение и личный пример.

Последний метод, который заключается в копировании привычек и поведения взрослых, считается самым эффективным. Однако, следует помнить, что метод «кнута и пряника» тоже работает, но только в меру. Чрезмерное наказание может привести к угнетению инициативы, созданию психологической травмы, особенно если ребенок не понимает, за что его наказывают. Чрезмерное поощрение может привести к избалованности и формированию схемы отношения к жизни, основывающейся на шантаже, когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен определенных благ или удовольствий.

Идеальным было бы, чтобы родители помнили о том, что они сами являются примером для своих детей. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка в этом деле будет трудно. Если вы не читаете книги, а много времени проводите в Интернете, то не удивляйтесь, что ваш ребенок не интересуется литературой.

Статья о развитии детей в возрасте от 1 до 5 лет

Для детей от года до трех лет особенно важно познакомиться с большим миром, приобрести необходимые навыки и развивать свой интеллект. Около двух лет происходит резкий рывок в интеллектуальном развитии, ребенок начинает формировать первые навыки абстрактного мышления, память становится сильнее, а также воображение становится все живее. Игровая форма обучения является наиболее полезной в этом возрасте. Чтение книг, пение песен, занятия с детьми творчеством и игровые занятия являются хорошим стимулом развития.

Третий год жизни ребенка – это период кризиса, в котором он начинает осознавать себя как личность. Важно правильно общаться с ребенком и уважать его индивидуальную личность, чтобы избежать возможных комплексов в будущем.

Развитие речи является одним из самых важных аспектов детского развития. Со временем, ребенок начинает использовать речь как главный способ общения, что позволяет ему тренировать речевую функцию и расширять свой словарный запас.

Игра является основной деятельностью детей этого возраста, однако с годами она становится более сюжетной и менее абстрактной.

Малыши в возрасте от одного до четырех лет формируют основные чувства, характер и эмоциональную составляющую личности. Развитие моторики и мыслительных операций является важным аспектом и в этом возрасте.

К четырем годам ребенок вступает в период дошкольного развития, когда большинство родителей акцентируется на воспитании, обучении и развитии психических способностей. Важно не забывать об аспектах физического развития.

Физическое воспитание играет важнейшую роль в жизни ребенка, особенно в течение первых 6-7 лет. В этот период образовываются общая выносливость и работоспособность детей, а также происходит интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны и могут легко и естественно двигаться, поэтому следует обратить особое внимание на физическое развитие. Кроме того, физические упражнения помогут укрепить иммунитет ребенка, повысить его сопротивление к различным заболеваниям и сформировать привычку к здоровому образу жизни.

В течение этого периода можно делать следующее:

  • Укреплять здоровье, заниматься закаливанием, формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие;
  • Формировать жизненно необходимые двигательные навыки, такие как плавание, бег, лазание;
  • Развивать ловкость, выносливость, скорость, координацию.

Родители могут внести свой вклад в развитие физических навыков ребенка, если они ведут здоровый и активный образ жизни. Достаточно будет приобщать ребенка к совместным занятиям, таким как зарядка, обливание, пробежка или плавание. Если у вас есть достаточно пространства дома, можно приобрести простой спортивный инвентарь, такой как шведская стенка, турник, фитбол или скакалка.

Если у родителей нет времени или сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка, можно отправить его в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Последний вариант предпочтительнее, поскольку здесь дети не готовятся к состязаниям, а занятия проводятся в интересной и увлекательной форме, помогая укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и многое другое. Вариантов занятий достаточно много - от йоги до плавания и танцев.

Умственное развитие

Физическое воспитание является основой для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка. Но умственное воспитание может значительно облегчить учебу в школе. Умственное воспитание включает в себя развитие любознательности, познавательного интереса, памяти, внимания, речи, мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Существует множество навыков, которыми должен обладать ребенок в возрасте от 6 до 7 лет перед первым классом. Не все они перечислены ниже, однако вот несколько основных:

  • Копировать в точности узор или движение. Уметь находить до шести отличий между разными предметами. В течение 15 минут выполнять одно задание без отвлечения. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания ребенка.
  • Рисовать, штриховать картинки без выхода за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не выходить за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику. Это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
  • Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
  • Владеть математическими умениями: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
  • Знать ФИО (свое и родителей), а также город/страну/область своего проживания. Иметь представление о временах года, месяцах, днях недели, времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.

В процессе дошкольного воспитания следует уделять внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (то есть, «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  1. Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  2. Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  3. Отдавать ребенка на специальные занятия в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Воспитание ребенка является непрерывным процессом, включающим в себя ряд важных аспектов. Один из них – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. Важно, чтобы ребенок к моменту поступления в первый класс усвоил представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости, а также качества, которые помогут ему успешно учиться в школе – самостоятельность, ответственность, настойчивость, организованность.

Многое в этом вопросе зависит от родителей. Они могут общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему тот или иной поступок плох. Чтение книг и просмотр фильмов вместе с ребенком, анализ героев и их поступков также помогут в формировании моральных принципов. Важно уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье и поощрять самостоятельность и инициативность.

Также к нравственному воспитанию можно отнести формирование вкуса, интереса к искусству и т.д. Для этого можно посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли и читать книги.

Однако нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка. Многие задачи требуют системного подхода, на реализацию которого своими силами у родителей не всегда хватает времени и возможностей, особенно при наличии нескольких детей. Оптимальным решением может стать посещение современных детских центров образования и развития, где процесс обучения и воспитания более разнообразен, увлекателен и эффективен. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях также есть соответствующие курсы, помогающие родителям в воспитании и развитии своих детей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *