Художник Александр Шевченко: наследие мастера
Часто нам приходится осознавать настоящее талантирующего художника только после его кончины. Однако в случае российского и советского мастера Александра Васильевича Шевченко это может быть невероятно поздно, особенно если его картины были утеряны со временем. Это почти произошло с некоторыми произведениями искусства Шевченко. Но, к счастью, у этой истории есть счастливый конец. Рассказываем все по порядку.
Художник Александр Шевченко сегодня известен прежде всего фанатам искусства, в то время как еще сто лет назад его работы вызывали множество споров и дебатов. Биография Александра Васильевича была довольно насыщенной событиями.
Александр Васильевич Шевченко - известный художник-авангардист, один из представителей авангардного направления в русской живописи XX века. Он родился не в художественной среде - его отец был приказчиком в Харькове. Но художественные способности проявились у мальчика еще в реальном училище благодаря преподавателю Дмитрию Бесперчию, который заметил его талант. В дальнейшем, ученик Карла Брюллова стал первым наставником будущего художника.
Мальчиком его приобщил к театру талантливый художник и впоследствии актер и режиссер, Николай Улих. Всего 11 лет Саша работал помощником главного художника местного оперного театра и пробовал себя в качестве декоратора. С семьей Александр переехал в Москву, где поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Уже в начале обучения выделяться на фоне других студентов. На одной из выставок ученических работ ему была присуждена премия, что позволило ему получить возможность путешествовать за границу. В период обучения молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках и очень нуждался в средствах к существованию, так как жил отдельно от отчима после смерти матери.
Во время обучения в учебном заведении Александр Шевченко посещал занятия известных художников и лекции Михаила Врубеля и Константина Коровина. Причем, увлечение рассказами педагогов о западной живописи повлияло на его желание отправиться в Париж. Училище было временно закрыто из-за революционных волнений, что только укрепило его решение о посещении французской столицы. В Париже он работал в мастерской Эжена Каррьера и учился в частной академии художеств. Во время пребывания в столице Франции художник каждый день посещал Лувр, мастерские французских мастеров и изучал творчество импрессионистов. Александр Шевченко отмечал, что Париж и Лувр ошеломили его, и там он получил истоки работы с цветом.
По возвращении в Россию из путешествия по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, где был принят сразу в мастерскую Константина Коровина на заключительный курс. Однако его творческие поиски нового пути в живописи вызвали недопонимание со стороны академической профессуры, и вместе с еще 60 студентами он был отчислен. Многие из них поддерживали новые течения в живописи, что приводило к открытым конфликтам со старой школой.
Новые течения в российской живописи начала XX века вызывали возмущение у приверженцев классического стиля. Молодые художники, в том числе Александр Шевченко, активно экспериментировали с формой и цветом. Несмотря на то, что он был наиболее традиционным среди своих коллег, вводя новые формы в картины, соответствующие академическим канонам, его творчество отражало основные тенденции того времени.
В поисках своего стиля молодежь уделяла больше внимания форме и цвету, чем сюжету. В творчестве Александра Шевченко можно увидеть, как развивалось русское искусство начала XX века. Он любил экспериментировать с формами в живописи, светопередачей, графическими техниками, цветом, композицией. Он был близок к группе художников «Ослиный хвост», входил в общество «Маковец» и участвовал в выставках объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства». Позднее из его учеников он организовал «Цех живописцев».
Когда Александр Шевченко вернулся из Парижа, в его работах уже было видно влияние французских импрессионистов и русских символистов. Он изучал работы Поля Сезанна и всегда считал, что тот научил его видеть, ценить и понимать старых мастеров. В его более поздних работах заметны мотивы ироничного примитивизма. Сам художник называл свою манеру тектоническим примитивизмом и наблюдал за истоками этого течения в русской иконописи и лубочной живописи.
Несмотря на то, что Александр Шевченко вернулся к символизму, его новый символизм был характерен обобщенностью форм и монументальностью композиции. Его творчество пропитано множеством новаторских идей, и он всегда пытался осмыслить задачи искусства, не принимая ни одно течение до конца.
Художник Александр Васильевич, проведший несколько лет на фронте и получивший серьезное ранение, не смог остаться равнодушным к событиям 1917 года. Октябрьская революция ознаменовала для него новые возможности в карьере. Сначала он организовал печатные мастерские по просьбе Наркомпроса и был назначен их директором. Кроме того, Александр Шевченко принимал участие в создании Музея художественной культуры. В то время как его активная деятельность росла, мастер практически не имел времени для создания картин.
После революции художник начал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских - ВХУТЕМАСе. Он преподавал там более 10 лет, а затем стал деканом живописного факультета ВХУТЕИНа. Однако, некоторое время спустя, он и группа профессоров были вынуждены уйти из института из-за несогласия с новой политикой руководства. В конце жизни Александр Шевченко руководил двумя кафедрами живописи - в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище. Художник-педагог был известен своей склонностью развивать индивидуальный потенциал каждого из своих студентов.
Не смотря на продуктивную деятельность и поддержку революции, жизнь художника была далеко не легкой. В 30-е годы прошлого века его обвинили в "эстетствующем формализме", и его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли через несколько дней после открытия. Это привело к прекращению работы над монографией художника, которую он почти завершил. Его картины были отправлены в запасники музеев, а работы выставлялись главным образом за рубежом. В Англии, Италии, Германии и Швейцарии были организованы выставки его работ.
Династия художников Александра Шевченко
Александр Шевченко, известный русский художник, проводил свою личную жизнь в окружении людей, обладающих талантом и единомышленников. Его первая жена, Надежда Псищева, которую он познакомил в Строгановке и бросил учебу ради нее, была вместе с мужем во Франции, где они изучали работы мастеров. К сожалению, талантливая Надежда умерла от чахотки в молодом возрасте и не успела раскрыть всего своего потенциала. Выставление ее работ можно увидеть на ресурсе russkiy-peyzazh.ru.
Единственная дочь Александра — Татьяна — почти не дожила до начала XXI века. Ее мать умерла, когда ей было всего два года, и ее воспитал тетя, ставшая второй женой Александра Шевченко. Учителями Татьяны были ее отец и дядя, которые с удовольствием давали ей первые заказы на рисование, направляли ее творчество и давали советы. Со временем Татьяна стала известным мастером колористики и талантливым живописцем, создающим многоплановые поэтические картины. Ее работы можно найти на сайте museum.ru.
вивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.Описывая картины Александра Шевченко, можно увидеть, как менялось его мироощущение на протяжении творческого пути. В ранних работах художника видно влияние импрессионистов, таких как Сезанн, Ренуар и Гоген. Например, картину «Карусель», выполненную в 1907 году, художник создал в смешанной технике, где присутствуют размытые контуры, чистые краски, игра света и тени. Эти элементы отсылают нас к импрессионизму. Однако, гуашная техника дает цвету плотность, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.
В работе, более позднего периода - «Город», можно увидеть черты кубизма. В этой живописной работе присутствует пересечение острых граней и линий, динамический ритм. Но форма не превалирует над содержанием. В «Городе», как в королевстве кривых зеркал, многократно отражаются крыши и печные трубы домов, многочисленные окна и фонари. Город на картине словно врезан в ущелье между скал. Он сам по себе, одинокий и затерянный далеко внизу.
Гораздо чаще в работах художника можно увидеть примитивистские тенденции. В «Портрете поэта», написанном в 1913 году под влиянием неопримитивизма, можно увидеть пародийный образ, который не похож на традиционный классический образ «служащего муз». В другой известной работе того же периода - «Зима в Зубцове», созданной в примитивистской манере, мастер вольно обращается с пространством. На картине перспектива прописана необычно, действие развивается на нескольких плоскостях сразу. В работе присутствует яркое сочетание цветов, и каждый элемент нарисован ярко и выразительно.
Наследие Александра Шевченко: новые находки и планы на будущее
Александр Шевченко, считаемый многими гением, был не только живописцем, которого представлены главным образом в музеях, но также графиком, создававшим монотипии и разнообразные работы в других техниках. Эту сторону творчества Александра Шевченко сумел открыть антиквар Дмитрий Поманский, к которому обратилась правнучка художника. В ее доме нашлась уникальная коллекция работ, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть этой коллекции пострадала в результате потопа в художественной мастерской Татьяны Шевченко - дочери Александра. Архив хранящихся в старых картонных коробках работ было решено выкупить российским бизнесменом Аркадием Колениченко.
Наследие художника оказалось весьма разнообразным: в архиве нашлись картины самого Александра, его дочери - художницы Татьяна Шевченко и первой жены Надежды Псищевой, а также множество эскизов, графических работ, гравюр, монотипий и деревянных резных фигурок. Работы создавались в разные годы, начиная со времени учебы художника в Строгановке и заканчивая последними днями его жизни.
Сейчас наследие Александра Шевченко разобрано еще не полностью. Новый владелец коллекции планирует передать ее в коллекции русских музеев. Издание подробного каталога коллекции и организация выставки работ известного художника и его семьи помогут еще большему числу людей увидеть творчество Александра Шевченко, которое ранее не было доступно во многих музеях.
Аркадий Викторович Колениченко известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства, который возглавляет многопрофильные компании в Москве и Владимирской области. Его знания и интересы в области искусства делают его значимой фигурой в этой сфере.
Александра Шевченко многие лета назад называли художником, "до мозга костей". Однако сегодня его имя забыто многими, и о нем знают только настоящие знатоки искусства. Возможность приобщиться к наследию Александра Васильевича дает возможность вновь открыть его для современных зрителей и подарить им ощущение восторга и восхищения от его произведений.
Фото: freepik.com