Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
В связи с предстоящим Чемпионатом мира по футболу 2018 года в России начались работы по реставрации старых отелей и возведению новых, многие из которых будут открыты под международными брендами. Однако, чтобы успешно конкурировать в данном сегменте рынка, владельцам новых гостиниц необходимо тщательно продумать каждый этап создания своего объекта размещения. Даже открытие мини-гостиницы требует немалых временных и финансовых затрат, которые могут быстрее окупиться, если будет продумана правильная стратегия.
В целях описания процесса открытия гостиницы можно выделить несколько этапов:
Этап 1: выбор организационно-правовой формы деятельности. Если речь идет о создании крупной гостиничной сети, то требуется создание ООО. При открытии же средств размещения с фондом до 50 номеров, которые обычно являются мини-гостиницами, владельцем обычно выступает индивидуальный предприниматель. Если таковой уже имеется, то необходимо зарегистрировать в налоговых органах соответствующий вид деятельности по ОКВЭД – 55.11 (для гостиниц с рестораном) или 55.12 (для гостиниц без ресторана).
Этап 2: выбор системы налогообложения. При открытии гостиничного предприятия владелец может воспользоваться УСН – упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку до тех пор, пока гостиница не начнёт приносить ежегодный доход более 150 миллионов рублей. Для гостиниц большего размера применяется общая система налогообложения. Индивидуальный предприниматель также может сочетать УСН и ЕНВД.
Этап 3: выбор и обустройство помещения. Наиболее оптимальным вариантом для небольших отелей является выкуп и перепланировка жилья. В качестве места размещения будущей гостиницы удобнее использовать отдельные этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют уже обустроенные кухни, душевые и прачечные комнаты. Для отдельно стоящих гостиниц отличным вариантом есть приобретение особняка или коттеджа. Выгоднее всего с экономической точки зрения строить гостиницу с нуля, хотя долгосрочная аренда также является приемлемым решением.
При выкупе жилых помещений для организации гостиницы, их необходимо перевести в нежилой фонд согласно статье 288 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, при строительстве, ремонте и оснащении помещений под гостиницу необходимо соблюдать строительные, санитарные и здоровьесберегающие нормы и требования безопасности.
Этап 4: подбор персонала. Для открытия мини-отеля потребуется небольшой кадровый состав, включающий в себя управляющего, портье – администратора, горничную и технический персонал. Для гостиниц большего размера необходимо организовать охрану, расширить состав администраторов и горничных, создать бухгалтерию, отдел бронирования, команду менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по усмотрению управляющего (владельца отеля).
Этап 5: организация маркетинговой кампании. В начальной стадии необходимо привлечь клиентов, что можно сделать путем размещения рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В городах-курортах эффективным вариантом будет заключение договоров с турфирмами, что поможет значительно заполнить гостиницу в туристический сезон.
Важно помнить, что каждый этап должен быть тщательно осмыслен и продуман в бизнес-плане нового предприятия.
При составлении бизнес-плана для гостиницы следует прежде всего определить концепцию будущего предприятия.
Концепция гостиницы включает в себя составляющие, такие как:
- статус гостиничного объекта;
- месторасположение;
- номерной фонд;
- площадь и вместимость, включая площадь автостоянки и дополнительных помещений при отеле;
- этажность;
- штат работников;
- среднегодовой уровень загрузки, сезонность;
- цены на проживание и дополнительные услуги, а также другие показатели.
Важно продумать концепцию гостиницы с учетом реальной ситуации на рынке гостиничных услуг. Также важно выбрать тот сегмент, который будет пользоваться наибольшим спросом в данном регионе, и сформировать такую конфигурацию отеля, которая позволит выдержать конкурентную борьбу.
При выборе формы предприятия нужно провести маркетинговый анализ и учитывать макропоказатели, такие как:
- инвестиционная привлекательность рынка;
- характеристика существующего гостиничного фонда: количество предприятий, их соотношение по типам, динамика количества гостиниц и номерного фонда;
- характеристика спроса: определяющие факторы, сезонность, наполняемость гостиниц;
- цены на гостиничном рынке, их динамика в течение года;
- тенденции развития рынка.
Необходимо более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка и проанализировать количество гостиниц соответствующего статуса на рынке, их географию, услуги и цены. Чтобы собрать аналитику по конкурентной среде, можно обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса. Там можно также рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице.
Однако для адекватного расчета издержек и доходов необходимо опыт, либо свой, либо чужой. Специфическими показателями для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса являются вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги, а также план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов в бизнес-плане соответствуют ожиданиям, можно переходить к реализации проекта. Однако на этом этапе нужна предварительная подготовка, включая сбор всех необходимых документов, соответствующих требованиям законодательства.
Открытие гостиницы – процесс, требующий не только финансовых вложений, но и компетентной подготовки документов, необходимых для ведения бизнеса в этой сфере. Рассмотрим основные блоки документации.
Первым шагом будет оформление правоустанавливающих документов на помещение и земельный участок в соответствии с действующим законодательством. Далее нужно получить свидетельство о регистрации предприятия и постановку на учет в ФНС.
Если планируется строительство нового здания, необходимо получить разрешительную документацию на строительство. Для этого потребуется предоставить кадастровый и ситуационный планы земельного участка, справку об отсутствии арестов на участок, лист согласований с коммунальными службами, планировочную схему участка, проект здания, договор подряда со строительной организацией. Если же требуется разрешение на перепланировку, то нужно заявить о своем намерении органам местного самоуправления и предоставить техпаспорт помещения. После получения разрешения на перепланировку разрабатывается проект перепланировки, который в свою очередь согласуется с администрацией и приводится в действие по получении разрешения на начало работ. После проверки объекта относящимися к контрольным органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
Добровольной процедурой является сертификация гостиницы и присвоение ей категории «звездности». Гостиничный бизнес в РФ не подлежит обязательному лицензированию, но требует соответствия определенным стандартам. Требования к гостиницам разных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 25 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения…». Владелец гостиницы может самостоятельно решить, нужен ли ему сертификат соответствия или нет. При наличии такого желания, сертификат можно получить в одной из местных сертифицирующих организаций. С 2019 года планируется введение обязательной классификации гостиниц с номерным фондом более 50 номеров, с 2020 года – с номерным фондом более 15 номеров, с 2021 года – всех остальных гостиниц.
Важным блоком документов являются лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Необходимо также иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выданные контролирующими инстанциями по результатам проверок, а также документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции.
Дополнительно, следует получить разрешение на рекламу и зарегистрировать вывеску в органах местного самоуправления. Важен также пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг). Предметом договора могут быть коммунальные услуги, вывоз мусора, охрана помещения, инкассация, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание.
Не менее важным является наличие документов для внутреннего пользования, устанавливающих порядок оказания услуг, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схему эвакуации при пожаре, книгу отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Если все формальности выполнены, остается только приступить к созданию интерьера гостиницы. Это творческий этап, который должен включать в себя вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Разумное планирование и организация гостиничного бизнеса гарантирует его успешность и популярность у постояльцев.
Фото: freepik.com