Тренинги по продажам: как выбрать лучшие для менеджеров и руководителей
Один из ключевых факторов успешного функционирования отдела продаж - это наличие квалифицированных сотрудников в отделе сбыта. Однако, чтобы получить максимальную прибыль, компания должна инвестировать в обучение и развитие своих сотрудников. Сегодня существует множество способов, которые могут помочь улучшить качество продаж и повысить квалификацию персонала, а также стандартизировать работу отдела сбыта.
Одним из таких способов является разработка системы оценки качества продаж и ее стандартизация. Эта система позволяет более точно определить продуктивность работы сотрудников отдела продаж. Кроме того, она способствует улучшению общения с клиентами и не требует дополнительных затрат на содержание отдела сбыта.
Другой способ - бизнес-тренинги для руководителей. Они могут помочь в решении многих управленческих задач, таких как построение рабочей команды, мотивация подчиненных и принятие решений. Однако, для максимальной эффективности бизнес-тренингов, необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику с учетом его личностных характеристик и занимаемой должности.
Сегодня проведение тренингов по продажам стало трендом. Однако не каждый руководитель понимает цели и особенности организации подобного обучения. Важно понимать, что развитие навыков продаж поможет увеличить прибыль компании. Но для этого необходим правильный подход и применение эффективных методик обучения.
Роль тренингов в создании эффективной системы продаж
Отсутствие профессиональной системы продаж является главной причиной низкой эффективности продаж. Чтобы решить эту проблему, нужно понимать, какие элементы необходимы для разработки и реализации эффективной системы продаж.
Перечислим основные из них:
- Грамотное управление персоналом. Успех продаж напрямую зависит от профессионализма, навыков и заинтересованности менеджера. Важен правильный подход к работе с персоналом, а не увольнение "неэффективных" сотрудников по мнению руководителя.
- Высокий уровень мотивации продающих сотрудников. Успешные менеджеры работают с искренним энтузиазмом, так как хорошие продажи являются объектом их личного интереса.
- Отличная осведомленность о продукте. Менеджер должен быть хорошо осведомлен о продукте и уметь дать доскональную информацию о всех его преимуществах.
- Стандартизация и контроль процессов сделки. Важным элементом является правильное использование каналов продаж, налаживание обратной связи, последующий сервис, которые должны подчиняться разработанной методологии и строго отслеживаться.
- Знание клиента и его потребностей. Сбор и анализ сведений о реальных и потенциальных потребителях, непрерывное взаимодействие с целевой аудиторией - все это факторы, которые необходимы для успеха в продажах.
- Грамотный маркетинг.
- Постоянный анализ статистики продаж.
Важно подчеркнуть, что на первом месте стоят факторы профессионализма и мотивации сотрудников. Менеджеры должны отлично знать продукт, который они продают, и в совершенстве владеть приемами продаж.
Понятно, что когда речь заходит о тренингах для продающих сотрудников, руководителей волнует вопрос окупаемости вложений. Однако, эффективность обучения продажам напрямую в деньгах очень трудно вычислить, поскольку прибыль компании определяется многими факторами и отсутствуют универсальные и объективные методы оценки.
Чтобы определить эффективность вложений, рассчитывают коэффициент возврата инвестиций (ROI). Он вычисляется с учетом себестоимости продукта, полученного дохода и суммы всех затраченных средств. ROI, превышающий 100%, указывает на прибыльность инвестиций. Если же этот показатель меньше 100%, вложения убыточны.
Общей статистики влияния тренингов управления продажами на прибыль нет, однако их эффективность оценивается по отдельным аспектам в каждом конкретном случае. Поэтому были приведены два кейса для наглядности:
Кейс №1
Генеральный директор компании обратился в консалтинговую компанию, чтобы научить сотрудников грамотно проводить презентации. Менеджеры отлично знали товар, но не умели интересно представить его и подчеркнуть преимущества. После двухдневного тренинга за 126 000 рублей менеджеры научились проводить интересные, продающие презентации. Через 6 месяцев количество запросов выросло на 10%, что в денежном эквиваленте принесло доход в размере 3 200 000 рублей. ROI составил 225%.
Кейс №2
Перед крупной строительной компанией остро встала проблема низкой конверсии звонков в сделки. Менеджеры не владеют техниками продаж и не практикуют личный подход к клиентам. После тренинга, который обошелся руководству в 250 000 рублей, сотрудники научились подразделять клиентов на три группы и эффективно работать с каждой из них. За один квартал это дало увеличение конверсии из запроса в сделку в 2,7 раза и рост прибыли на 13 200 000 рублей. Коэффициент ROI достиг 5180%.
Тренинги по технике продаж – это необходимость для продавцов, но и программы для руководителей тоже существуют. Итак, начальник отдела сбыта должен знать, как разработать и организовать продажи, чтобы контролировать деятельность менеджеров.
Однако, тренинги по продажам не являются универсальным решением для бизнеса, они могут быть эффективными лишь при правильном использовании. Одним из ключевых факторов успеха является всеобъемлющий подход. Если в компании не будет установленных приоритеты продаж, то проведение отдельного тренинга не даст значимой отдачи. В этом вопросе необходимо находить решение комплексно, направляя все отделы сбыта по тому же пути путем использования различных методов и технологий для обучения персонала.
Что такое всеобъемлющий подход к повышению эффективности работы сбытовых отделов
Занятия по продажам проявляют себя наиболее эффективно при использовании всеобъемлющего подхода к организации деятельности сбытовых подразделений. Как утверждает эксперт компании "КСК Групп", подробности следуют дальше:
"Принципиальные причины неудачной работы сбытовых отделов могут быть различными: это и ненадлежащий профессиональный уровень работников, и отсутствие необходимых навыков или некомпетентность в их использовании, и недостаток мотивации. Часто в компании не существует определенной системы продаж. Все эти проблемы следует решать комплексно, и только таким образом можно добиться успеха.
Всеобъемлющий подход включает в себя использование стандартов качества работы сбытовых подразделений, создание системы оценки, а также, конечно, обучение персонала. При этом комплексное решение приводит к росту прибыли компании.
К примеру, такой подход используется в "КСК Групп". Эксперты, предварительно, производят анализ работы сбытовых подразделений, и на основе результатов разрабатывают методики тренингов. По завершении тренинговых программ мы передаем инструменты нашего обучения клиентам, таким образом, компании имеют возможность, используя собственные ресурсы, повысить результативность работы своего персонала.
Наша компания за свой 20-летний опыт успешно реализовала более 5000 проектов".
Тренинги по продажам - изучение специфики продукта: ассортимент, продуктовые и технологические достоинства
Продажа товара без соответствующих знаний - это невозможно. Менеджер с полной информацией о продукте сможет убедительно рассказать о нем клиенту и заинтересовать его в покупке.
Сегодня ценится экспертный подход в бизнесе. Клиент больше доверяет специалистам, которые проявляют консультативные качества, чем продавцам, которые не имеют четкого представления о товаре.
Чтобы превратить менеджеров в настоящих экспертов по продажам, которые способны эффективно продвигать свой товар, проводят продуктовые тренинги.
Рекомендуется проводить тренинги по изучению продукта во время выпуска новой продукции на рынок, внедрения новых технологий и расширения ассортимента. При работе в компании все сотрудники должны уделить должное внимание изучению продукции и услуг, которые продвигаются.
Бизнес-тренинг, ориентированный на повышение продаж, сосредоточен на изучении продукта, что позволяет решить ряд задач. Во-первых, он помогает систематизировать знания о продукте. Во-вторых, тренинг помогает формировать у менеджеров и руководителей понимание особенностей продуктов и услуг компании, включая технические характеристики, специфику применения, конкурентные преимущества, ценовую политику и т.д. В-третьих, тренинг помогает отработать навыки правильной презентации продукта. В-четвертых, он помогает развивать ясное понимание позиционирования продвигаемого бренда и его уникального торгового предложения. Наконец, тренинг помогает достичь лояльности сотрудников к бренду, что является важным критерием успешных продаж, так как известно, что продавец, который верит в свой продукт, презентует его наиболее привлекательно.
Тренинги по продукту делятся на внутренние и внешние, каждый из которых имеет свои предпочтительные варианты.
Внутренний тренинг является прерогативой специалистов компании, и для продуктового обучения не обязательно приглашать профессионального тренера, поскольку в данном случае более важным фактором является знание предмета. Ведь большие компании оснащены штатом квалифицированных специалистов, которые на равне с обязанностями по продажам продукции и услуги, могут осуществлять обучение сотрудников.
Тренеры, осуществляющие внутрикорпоративный тренинг, как правило, глубже понимают продукт, так как работают с ним на протяжении длительного времени. Кроме того, находясь внутри процесса, они могут оперативно адаптироваться к постоянно меняющимся потребностям обучения.
При организации внешнего тренинга привлекаются сторонние эксперты, что является более редкой формой тренинга. Её применение оправдано в случаях, когда необходимо освоить новое направление работ.
Существует несколько типов продуктовых тренингов. Некоторые из них направлены на обучение сотрудников отдела продаж, а другие призваны повысить уровень подготовки руководителей.
Однако важно понимать, что энтузиазм, который может быть порождён тренингом, не обязательно будет длительным и может привести к упадку мотивации, если специалист не владеет навыками и техниками продаж. В условиях жёсткой конкуренции этот сотрудник быстро может потерять свои умения и энтузиазм. Поэтому, мотивационные тренинги всегда являются дополнением к комплексной программе обучения персонала продажным навыкам.
Навыковые тренинги, в свою очередь, обеспечивают освоение инструментов и техник продаж, что позволяет сотрудникам уверенно и эффективно продавать товары и услуги.
Цель тренингов, на которые мы сегодня смотрим, заключается в развитии профессиональных навыков сотрудников. В контексте нашей статьи мы говорим о техниках продаж, которые считаются одними из наиболее ценных активов в отделе сбыта. Без них невозможно говорить о профессионализме в этой сфере.
Вполне логично, что тренинги, направленные на развитие навыков, являются наиболее распространенными и востребованными. Частота проведения таких тренингов предпочтительна для обеспечения высокого уровня компетенции новых сотрудников, а также обновления имеющихся знаний и навыков опытными менеджерами.
Тренинги, способствующие развитию навыков продаж, могут иметь различные форматы и цели в зависимости от содержания задач. Они помогают менеджерам овладеть следующими навыками:
- Установление контакта с клиентом;
- Выявление потребностей с помощью вопросов;
- Грамотная презентация продукта;
- Профессиональное выполнение холодных звонков;
- Уверенное поведение при личной встрече с клиентом;
- Работа с возражениями;
- Переговоры о цене;
- Работа с неудовлетворенными клиентами, управление конфликтными ситуациями;
- Применение современных, эффективных методов удержания клиентов и другие навыки.
Важно отметить, что тренинги о продажах предоставляют широкие возможности для создания персонализированных программ, соответствующих индивидуальным потребностям компании и её сотрудников.
Тренинги, призванные повысить эффективность продаж, могут проводиться как внутри компании, так и за ее пределами. В большинстве компаний для подготовки менеджеров созданы специальные учебные центры. Благодаря этому каждый новый сотрудник проходит обязательный курс обучения продажам. Кроме того, использование собственных ресурсов компаний обычно приводит к экономии на услугах профессиональных бизнес-тренеров.
Однако, внешний тренинг, предоставленный специалистами-профессионалами, которые опытны в делах бизнеса, часто оказывает более мощное воздействие на участников. Кроме того, внешний тренинг способствует более серьезной ответственности со стороны участников, чем внутри компании. Как следствие, доверие и лояльность к процессу проходят на более высоком уровне, что, в свою очередь, может сказываться на результатах.
Фото: freepik.com