Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность

Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность

Активно обсуждаемая в наши дни тема цифровой трансформации является предметом обсуждения в деловых кругах. Считается, что компании, не следующие за новейшими технологическими направлениями, лишены будущего. Тем не менее, до сих пор не все понимают, что же подразумевается под данной темой, и какие определения наиболее точно описывают ее суть. В данной статье мы постараемся прояснить эту актуальнейшую тему: расскажем, что представляет из себя цифровая трансформация, для чего она нужна, какие преимущества получает предприятие в процессе ее осуществления и какие технологии используются в процессе диджитализации бизнес-процессов.

Статья – Суть цифровой трансформации

Многие люди, говоря о цифровой трансформации, считают, что это просто внедрение информационных технологий в компании. Несмотря на то, что наличие информационных систем и автоматизация бизнес-процессов – это неотъемлемая часть цифровой трансформации, это не всё, что к ней относится. Цифровая трансформация – это глубинное преобразование бизнеса, в котором происходят изменения в стратегии развития компании, её целях и принципах, продуктах и услугах, а также в подходе к взаимодействию с клиентами и корпоративной культуре. Словом, это переход на цифровые рельсы, который в свою очередь означает перевод компании на новую бизнес-модель. Часто цифровая трансформация начинается с создания платформенных решений, где компания создаёт цифровую экосистему, которая интегрирует все сервисы организации и обеспечивает изменения внутри процессов работы.

Однако, не стоит считать, что цифровая трансформация столь же актуальна только для коммерческой сферы, где её использование позволяет увеличивать продажи и прибыль. Цифровая трансформация имеет своё применение в других отраслях, таких как государственный сектор, медицина и здравоохранение, образование, культура и др., где она помогает улучшить результативность процессов работы в целом. Важно упомянуть, что концепция цифровой трансформации существует и в масштабе всей страны. Президентский указ от 21 июля 2020 года определяет её как одну из главных национальных целей развития России до 2030 года.

Одной из главных задач современных компаний является повышение эффективности своей работы и улучшение взаимодействия с клиентами. Для решения этих проблем, а также для оптимизации управления предприятием и повышения конкурентоспособности, используется цифровая трансформация.

Данная технология позволяет ускорить проведение операций, устранить ненужные действия и упорядочить нужные, оптимизировать использование ресурсов. Благодаря этому, снижается себестоимость продуктов, растет производительность, достигается экономия средств.

Кроме того, информационные технологии помогают повысить уровень сервиса, качество товаров и услуг. С помощью цифровой трансформации можно создавать принципиально новые сервисы, что становится необходимостью для поддержания конкурентоспособности. Клиенты должны мочь получать услуги везде, где им удобно: в точке присутствия, на сайте, в мобильном приложении, что возможно только после цифровой трансформации бизнеса.

Автоматизированный сбор и анализ данных также упрощает контроль за деятельностью предприятия, более оперативное принятие правильных решений и улучшение качества обслуживания клиентов.

Дальнейшее повышение конкурентоспособности достигается за счет ускорения бизнес-процессов, роста эффективности использования ресурсов, создания новых продуктов и решений. Цифровая компания оперативно реагирует на изменения условий рынка, и это тоже является плюсом к конкурентоспособности.

Однако, прежде чем приступать к преобразованиям, необходимо убедиться в готовности компании к изменениям. Важнейшее из этих условий - так называемая цифровая зрелость, отражающая готовность к digital-преобразованиям. Это включает в себя наличие стратегии, определение тактики, уровень компетенции команды и другие аспекты. Важно оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, процессы и целевые сервисы, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру.

Только тщательно продуманный и организованный процесс цифровой трансформации позволит компании стать конкурентоспособной в условиях цифровой эпохи и сохранить свои позиции на рынке.

Технологии и процесс цифровой трансформации бизнеса

Современный мир активно развивается в сфере цифровой трансформации бизнеса. Однако, по мнению экспертов, чрезмерно завышенные ожидания, связанные с так называемыми прорывными технологиями, являются не обоснованными.

Сегодня на пике популярности находятся технологии, которые называют прорывными: большие данные, искусственный интеллект, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Их разнообразие охватывает различные сферы деятельности, и каждой из них можно найти применение в бизнесе.

Big Data - это одна из таких технологий. Это серия подходов к хранению и обработке огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Большие данные - это "топливо для новой цифровой экономики", по-мнению программы Евросоюза "Горизонт 2020". Технологии обработки больших данных актуальны для всех сфер бизнеса.

Микросервисы - это особый подход к архитектуре приложений. Функционал разбивается на мелкие службы, которые существуют независимо друг от друга. Такой подход обеспечивает легкость внесения изменений и масштабирования систем, что создает все условия для развития IT-ландшафта.

Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также активно развиваются. Компьютерные программы и сервисы уже умеют рекомендовать товары в соответствии с личными предпочтениями, проводить собеседования, выполнять диагностику состояния здоровья и многое другое. Эти технологии проникают во все сферы экономики и уже в настоящее время способны изменить мир.

Облачные технологии - это еще один пример технологии, которая дает массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений. Экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность - это и другие плюсы уже оценили многие предприниматели: сегодня бизнес уверенно переходит в облачную инфраструктуру.

Цифровые двойники - это виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений. Они позволяют предсказывать будущее состояние оригинала, используя текущие данные и различные возможности искусственного интеллекта. Цифровые двойники находят применение в промышленности, используясь для моделирования производственных процессов и различных объектов.

DevOps - это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. В ее рамках используется набор практик, которые обеспечивают быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.

Однако лоскутная цифровизация или точечное внедрение модных технологий для решения отдельных задач не приведет к цифровой трансформации бизнеса. Необходимо создание цифровой экосистемы, которая полностью изменит бизнес-модель. Не обязательно внедрять все технологии сразу, важно выбирать то, что оправданно именно в данной ситуации. Возможно, он будет похож на уже реализованный пример цифровой трансформации в конкретном бизнесе.

В свете растущих требований к эффективности и транспарентности бизнес-процессов, крупнейшей алмазодобывающей компании России — "Алросе" — были поставлены задачи, связанные с улучшением качества производства, укреплением сотрудничества с клиентами и партнерами, а также с повышением прозрачности и эффективности торговли. В результате компания разработала и внедрила платформу для трейсинга алмазов, основой которой является создание цифровых паспортов на камни, что позволило достичь нескольких целей.

Платформа позволила использовать сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Она стала основой для новых сервисов и приложений, а также обеспечила продвижение собственных стандартов. В результате разработки компания получила конкурентное преимущество, так как были подтверждены истории происхождения камней, а также расширили каналы сбыта благодаря интеграции с партнерами и торговыми площадками.

В данном контексте, цифровая трансформация является необходимостью для компаний, которые стремятся развиваться и оставаться на плаву на рынке. Однако, цифровая трансформация не ограничивается наложением IT-сервисов на существующие процессы, это полная смена бизнес-модели. Эта задача требует полной готовности организации к преобразованиям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *